Коллегия
адвокатов
Самарской области
RU EN 8 846 207-13-23 Консультация
Мы не оказываем услуги, мы помогаем нашим доверителям!

Об оценке некоторых СМИ судебной практики и реалиях судьбы публичных персон

28/10/2020

Коснемся практики использования судейским сообществом термина 

"Общественный резонанс"

и судебной практики в части применения позиции "судейское усмотрение"

                                                                                                                                                                                      Хронограф №35 (771) 19 октября 2020г.   

   Комментарий адвоката Ефима Токара,

   ст аж профессиональной деятельности 36 лет.

      Предполагалось, что мало чем меня можно удивить, но «fairytales» (сказки), которыми нас иногда почуют средства массовой информации (СМИ) – в частности, «Хронограф», иногда что-то проскакивает и в «Самарском обозрении» – вызывают удивление и сожаление. Аналогично можно посочувствовать нежеланию журналистов вникнуть в правильные формулировки существующих юридических терминов. Если журналист пишет в области юриспруденции или о проблемах, которые коснулись определенной персоны – следует грамотно и обосновано, на наш взгляд, применять специальную терминологию.

       Так, в качестве возмущения от правоведа, можно привести пример, когда более высокие представители СМИ используют в своей терминологии фразы, что уголовные дела «открываются» и «закрываются». Как учил меня мой преподаватель, заслуженный юрист России, полковник военной юстиции Малыхин В.И. – «уголовные дела ВОЗБУЖДАЮТСЯ, ПРИОСТАНАВЛИВАЮТСЯ, ПРЕКРАЩАЮТСЯ». Когда же он слышал, что уголовные дела «открываются» и «закрываются», он говорил – «открываются и закрываются только двери». Иногда употребляют фразу «уголовное дело заводится». В отношении данного термина он говорил – «могут заводиться только тараканы».

       Касаясь данной публикации, которую мы привели на сайте, я бы, на месте журналистов, был бы несколько осторожен в прогнозах. Каждый имеет право выбрать того правоведа, в том числе и в статусе адвоката, которого он сочтет полезным для решения своей проблемы – это его частное дело. Иллюзорные же соображения журналистов должны быть проверены и достоверны. В любом случае достоверность – неотъемлемый критерий для публикации в любом издании СМИ, как для самих журналистов, так и для учредителей издания.

       Цели, которые преследуют СМИ, в данном случае мы ведем речь о «Хронографе», как, впрочем, и о других изданиях, вполне очевидны – поднятие престижа, увеличение тиражей, своей позиции в читательской среде.

       В ряде случаев, одно достаточно известное издание Самарской области, является, по-сути, своеобразным рупором правоохранительных органов, как впрочем, и иных органов власти. Такой вывод можно сделать по оперативному обладанию данным СМИ информацией в кругах власти и в различных структурах правоохранительных органов и иных служб. «Хронограф», конечно, не относится к этому изданию, но то, о котором мы говорим здесь, обладает такими сведениями и реализует их во вне, которые порой не может получить даже адвокат, участвующий в деле.

       Еще одна цель СМИ, которую мы не озвучили – создание общественного резонанса, ранее это называлось общественное мнение, и в наше время мы прекрасно понимаем, что понятие «резонанс» предполагает «выраженное общественное мнение, реакция различных слоев населения на определенное событие в обществе, мире». В понимании же СМИ и правоохранительных органов – доведение факта совершения правонарушения, преступления персоной или множеством их до круга читателей. «Хронограф» редко попадает в руки обычного обывателя, данная информация имеется в отделениях Почты России, где эти издания и выписываются.

      Вспоминаются годы, близкие к середине XX века, когда использовался термин «враг народа». В то время широко публиковалась информация про подобные дела. Общественный резонанс реализовывался в публикациях прессы, протоколах общих собраний трудового коллектива, в обращениях и личных выступлениях граждан и партийных функционеров, которых клеймили «врагов народа».

         У нас же пока речь идет о распространении информации через СМИ.

       Относительно недавно в мой адрес поступил вопрос, на который мне пришлось отвечать в суде Самарского района, о том, что такое общественный резонанс – для них это просто доведение информации до населения – без ответной реакции. Отдельное внимание следует уделить термину «судейское усмотрение». Мы видим реализацию общественного резонанса в подобных судейских усмотрениях – в приговорах и иных судебных актах по уголовных делам.

        Я признателен «уважаемой редакции» за те эпитеты, которые использовались в отношении меня. Не берусь за труд что-то опровергать или подтверждать – неблагодарное это занятие, да и ни к чему. Не думаю, что кто-то из уважаемой плеяды журналистов заключал со мной, как с адвокатом, соглашение, пользовался моей юридической помощью или изучал мою декларацию.

       Никому стараюсь житейских советов не давать, но помню цитату из книги Юлиуса Фучика: «Люди, я любил вас, будьте бдительны!». Существуют факты и домыслы. Взрослый, образованный человек с определенным жизненным опытом должен чувствовать, понимать и осознавать ответственность за информацию, уходящую в массы народа.

        Адвокат,

        Председатель Коллегии адвокатов «LEX»

        (ЗАКОН) Е.Я. Токара, Самарской области,

        доктор юридических наук, доцент 

        Ефим Яковлевич Токар